Какое влияние оказывает двигательная активность на организм – —

Содержание

Двигательная активность и ее значение для организма :: SYL.ru

«Движение — жизнь!» — этому утверждению уже очень много лет, и оно не утратило своей актуальности. А новейшие исследования только подтвердили его правоту. Зачем необходима двигательная активность, чем опасен ее недостаток и как избежать многих неприятностей – об этом и пойдет речь в статье.

двигательная активность

Значение движения

Правильная нагрузка необходима для обеспечения нормальной жизнедеятельности. Когда мышцы включаются в работу, организм начинает выделять эндорфины. Гормоны счастья снимают нервное напряжение и повышают тонус. В результате отрицательные эмоции исчезают, а уровень работоспособности, напротив, взлетает.

Когда скелетные мышцы включаются в работу, происходит активация окислительно-восстановительных процессов, все органы и системы человека «просыпаются» и включаются в деятельность. Поддержание организма в тонусе необходимо для сохранения здоровья. Доказано, что у пожилых людей, регулярно занимающихся спортом, органы работают лучше и соответствуют возрастным нормам людей, которые на 5-7 лет моложе.

Двигательная активность не дает развиваться старческой атрофии мышц. Как человек становится немощным, замечал каждый, кому приходилось соблюдать долгий строгий постельный режим. После 10 дней лежания очень трудно выходить на прежний уровень работоспособности, т. к. сила сердечных сокращений уменьшается, что приводит к голоданию всего организма, расстройству обменных процессов и т. д. Результатом становится общая слабость, в том числе и мышечная.

организация двигательной активности

Двигательная активность дошкольников стимулирует не только физическое, но и умственное развитие. Дети, которые с малых лет лишены физической нагрузки, вырастают болезненными и слабыми.

Почему современные люди все меньше двигаются

Это обусловлено образом жизни, который зачастую диктуют внешние условия:

  • Физический труд используется все реже. На производстве людей заменяют различные механизмы.
  • Все больше работников умственного труда.
  • В быту используется большое количество приборов. Например, стиральные и посудомоечные машины упростили работу до нажатия на пару кнопок.
  • Широкое использование различных видов транспорта вытеснило пешие и велосипедные прогулки.
  • Очень низка двигательная активность детей, т. к. они отдают предпочтение компьютерным, а не подвижным играм на улице.

С одной стороны, широкое распространение механизмов значительно облегчило человеку жизнь. С другой стороны, оно же и лишило людей движения.

Гиподинамия и ее вред

Недостаточная двигательная активность человека губительна для всего организма. Тело рассчитано на большую ежедневную нагрузку. Когда оно ее не получает, то начинает сокращать функции, уменьшать количество работающих волокон и т. д. Так отсекается все «лишнее» (по мнению организма), т. е. то, что не принимает участия в процессе жизнедеятельности. В результате мышечного голодания происходят разрушительные изменения. В первую очередь в сердечно-сосудистой системе. Сокращается количество резервных сосудов, капиллярная сеть уменьшается. Кровоснабжение всего тела, в том числе сердца и мозга ухудшается. Малейший тромб может стать причиной для серьезных неприятностей для людей, ведущих сидячий образ жизни. У них не развита система резервных путей кровообращения, поэтому закупорка одного сосуда «отключает» большой участок от питания. У людей, активно двигающихся, быстро налаживается резервный путь снабжения, поэтому они легко восстанавливаются. Да и тромбы появляются значительно позже и реже, т. к. в организме не происходит застойных явлений.

Мышечное голодание может быть опасней, чем авитаминоз или недостаток пищи. Но о последних организм сообщает быстро и доходчиво. Чувство голода совсем неприятно. А вот первое никак о себе не сообщает, может даже вызывать приятные ощущения: тело отдыхает, оно расслаблено, ему комфортно. Недостаточная двигательная активность организма приводит к тому, что мышцы дряхлеют уже в 30-летнем возрасте.

Вред долгого сидения

Большая часть современной работы заставляет человека сидеть по 8-10 часов в сутки. Это очень вредно для организма. Из-за постоянного согнутого положения одни группы мышц перенапрягаются, а другие не получают никакой нагрузки. Поэтому у офисных работников часты проблемы с позвоночником. Также происходят застойные явления в органах малого таза, что особенно вредно для женщин, т. к. приводит к нарушениям в работе мочеполовой системы. Кроме этого, атрофируются мышцы ног, сокращается капиллярная сеть. Сердце и легкие начинают работать менее эффективно.

Положительное влияние физических нагрузок

Благодаря активной мышечной работе, снимается перенапряжение отдельных органов и систем. Улучшается процесс газообмена, кровь циркулирует по сосудам быстрее, а сердце работает более эффективно. Также двигательная активность успокаивает нервную систему, что повышает работоспособность человека.

 двигательная активность человека

Доказано, что люди, ведущие активный образ жизни, живут дольше и меньше болеют. В старости их обходят стороной многие опасные заболевания, например, атеросклероз, ишемия или гипертония. Да и само тело дряхлеть начинает гораздо позже.

Для кого особенно важно движение

Конечно же, для тех, у кого малая активность в течение дня. Также необходимо двигаться людям, больным атеросклерозом и гипертонией. Это необязательно должны быть занятия в спортивном или тренажерном зале. Достаточно простых пеших прогулок.

Неоценимую пользу принесет двигательная активность работникам умственного труда. Она активизирует работу мозга и снимает психоэмоциональное перенапряжение. Многие писатели и философы утверждали, что лучшие идеи к ним приходят во время прогулок. Так, в Древней Греции Аристотель даже организовал школу перипатетиков. Он с учениками прогуливался, обсуждая идеи и философствуя. Ученый был уверен, что ходьба делает умственную работу более продуктивной.

двигательная активность дошкольников

Двигательная активность дошкольников должна занимать родителей, т. к. только она может обеспечить правильное и гармоничное развитие ребенка. С малышом нужно много гулять и играть в подвижные игры.

Самый доступный вид двигательной активности

«Мне некогда заниматься спортом» — таков ответ большинства людей, когда им говорят о недостатке физической работы. Однако вовсе необязательно выделять по 2-3 часа ежедневно на упражнения. Обеспечить себя необходимой «дозой» движения можно и с помощью прогулок. Например, если работа находится в 20 минутах ходьбы, можно дойти до нее, а не ехать на автобусе 2-3 остановки. Очень полезны прогулки перед сном. Вечерний воздух очистит мысли, позволит успокоиться, снимет дневное напряжение. Сон будет крепким и здоровым.

Когда нужно гулять

Не стоит отправляться на улицу сразу же после еды. В этом случае процесс пищеварения будет затруднен. Необходимо выждать 50-60 минут, чтобы завершилась первая фаза.

Можно составить режим двигательной активности в течение дня. Например, небольшая прогулка с утра, чтобы взбодриться, потом в обеденный перерыв или после работы. И вечерняя, перед сном. В этом случае достаточно будет 10-15 минут в каждый «заход».

режим двигательной активности

Если нет решимости или силы воли заставлять себя каждый раз идти на улицу, то можно завести собаку. С ней придется гулять, вне зависимости от желания. Домашние питомцы помогут организовать режим двигательной активности детей, особенно, если последние предпочитают проводить все свободное время за компьтером.

Как делать это правильно

Несмотря на то что ходьба – привычное дело для каждого, здесь есть некоторые нюансы, которые необходимо учитывать, чтобы получить максимум эффекта и пользы.

Шаг должен быть твердым, пружинистым, бодрым. Ходьба должна активно задействовать мышцы стоп, голени и бедра. Также в работу включаются пресс и спина. Всего, чтобы совершить один шаг, необходимо задействовать около 50 мышц. Не нужно делать слишком широкие шаги, т. к. это приведет к быстрому утомлению. Расстояние между ногами не должно превышать длину стопы. Также нужно следить за осанкой: держать спину прямо, расправить плечи. И ни в коем случае не горбиться. Дыхание при ходьбе должно быть ровным, глубоким, ритмичным.

развитие двигательной активности

Очень важна правильная организация двигательной активности. Ходьба прекрасно тренирует сосуды, улучшает капиллярное и коллатеральное кровообращение. Легкие также начинают работать более эффективно. Это способствует насыщению крови кислородом. Организм получает достаточное количество питательных веществ, что ускоряет процессы метаболизма в клетках и тканях, стимулирует процессы пищеварения, улучшает деятельность внутренних органов. В сосуды поступает резервная кровь из печени и селезенки.

Основные ошибки

При появлении дискомфорта или болевых ощущений нужно остановиться, отдышаться, при необходимости завершить прогулку.

Многие люди убеждены, что только большая физическая нагрузка даст результат, но это большая ошибка. Более того, новичкам без подготовки нельзя совершать большие прогулки. Развитие двигательной активности должно происходить постепенно. Тем более нельзя пытаться преодолеть дискомфорт и боль с помощью повышения уровня нагрузки.

Значение утренней зарядки

Еще одна полезная привычка. Но люди усиленно продолжают игнорировать рекомендации врачей. Утренняя гимнастика не только разгонит сонливость. Польза ее гораздо больше. В первую очередь, она позволяет «разбудить» нервную систему и наладить ее функционирование. Легкие упражнения приведут организм в тонус и быстро приведут в рабочее состояние.

значение двигательной активности

Зарядку можно выполнять на свежем воздухе и заканчивать обтираниями или обливаниями. Это даст дополнительный закаливающий эффект. Также воздействие воды поможет избавиться от отечности и нормализует кровоток.

Легкие упражнения поднимут настроение, двигательная активность человека сделает его бодрым сразу после пробуждения. Также они улучшают многие физические качества: силу, выносливость, быстроту, гибкость и координацию. Можно проработать отдельные группы мышц или качества, включив специализированные упражнения в утренний комплекс. Ежедневное выполнение упражнений позволит всегда быть в тонусе, поддержит резервные системы организма, а также восполнит дефицит физической работы.

Правильная организация двигательной активности

Оптимальный уровень физической нагрузки – дело индивидуальное. Чрезмерный или недостаточный уровень активности не даст оздоровительного результата и пользы не принесет. Очень важно это понимать, чтобы правильно дозировать нагрузку.

Существует несколько принципов, которые позволят правильно организовать физическую активность. Все они используются при построении тренировочного процесса. Главных всего три:

  • Постепенность. Неподготовленному человеку нужно начинать с малых нагрузок. Если сразу пытаться большой вес или пробежать большую дистанцию, можно нанести значительный вред своему организму. Повышение двигательной активности должно происходить плавно.
  • Последовательность. Очень многогранный принцип. Сначала необходимо знать основы, или наработать базу, или научиться правильно выполнять упражнения, а лишь потом переходить к комплексным элементам. Если коротко, то это принцип «от простого к сложному».
  • Регулярность и систематичность. Если заниматься неделю, а потом забросить дело на месяц, то эффекта от этого не будет. Организм становится сильнее и выносливее только при условии регулярных нагрузок.
двигательная активность организма

Тренированный организм может быстро приспосабливаться к меняющимся условиям, включать резервы, экономно расходовать силы и т. д. А самое главное – он дольше остается активным, подвижным, а значит, и живым.

Значение двигательной активности трудно переоценить, т. к. именно она поддерживает организм в рабочем состоянии, позволяет человеку чувствовать себя хорошо.

www.syl.ru

Двигательная активность и ее влияние на здоровье

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Роль двигательной активности в жизни человека

2. Физическая активность и её тесная связь со здоровьем человека

3. Влияние оздоровительной физической культуры на организм

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек — сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, — словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

Некоторые исследователи утверждают, что в наше время физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз — по сравнению с предыдущими столетиями. Если как следует разобраться, то можно прийти к выводу, что в этом утверждении нет или почти нет никакого преувеличения. Представьте себе крестьянина прошлых столетий. Он, как правило, имел небольшой надел земли. Инвентаря и удобрений почти никаких. Однако, зачастую, ему приходилось кормить десяток детей. Многие к тому же отрабатывали барщину. Всю эту огромную нагрузку люди несли на себе изо дня в день и всю жизнь. Предки человека испытывали не меньшие нагрузки. Постоянные погони за добычей, бегство от врага и т.п. Конечно же, физическое перенапряжение не может добавить здоровья, но и недостаток физической активности вреден для организма. Истина как всегда лежит где-то посредине. Трудно даже перечислить все положительные явления, возникающие в организме во время разумно организованных физических упражнений. Воистину — движение это жизнь. Обратим внимание лишь на основные моменты.

В первую очередь следует сказать о сердце. У обычного человека сердце работает с частотой 60 – 70 ударов в минуту. При этом оно потребляет определённое количество питательных веществ и с определённой скоростью изнашивается (как и организм в целом). У человека совершенно нетренированного сердце делает в минуту большее количество сокращений, также больше потребляет питательных веществ и конечно же быстрее стареет. Всё иначе у хорошо тренированных людей. Количество ударов в минуту может равняться 50, 40 и менее. Экономичность сердечной мышцы существенно выше обычного. Следовательно, изнашивается такое сердце гораздо медленнее. Физические упражнения приводят к возникновению очень интересного и полезного эффекта в организме. Во время нагрузки обмен веществ значительно ускоряется, но после неё — начинает замедляться и, наконец, снижается до уровня ниже обычного. В целом же у тренирующегося человека обмен веществ медленнее обычного, организм работает экономичнее, а продолжительность жизни увеличивается.

Повседневные нагрузки на тренированный организм оказывают заметно меньшее разрушительное воздействие, что также продлевает жизнь. Совершенствуется система ферментов, нормализуется обмен веществ, человек лучше спит и восстанавливается после сна, что очень важно. В тренированном организме увеличивается количество богатых энергией соединений, как АТФ, и благодаря этому повышаются практически все возможности и способности. В том числе умственные, физические, сексуальные.

При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху. В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (при том, что потребность снижена), а это очень важно, так как дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. Значительно укрепляется иммунитет. В специальных исследованиях проведённых на человеке показано, что физические упражнения повышают иммунобиологические свойства крови и кожи, а также устойчивость к некоторым инфекционным заболеваниям. Кроме перечисленного, происходит улучшение целого ряда показателей: скорость движений может возрастать в 1,5 — 2 раза, выносливость — в несколько раз, сила в 1,5 — 3 раза, минутный объём крови во время работы в 2 — 3 раза, поглощение кислорода в 1 минуту во время работы — в 1,5 — 2 раза и т.д.

Большое значение физических упражнений заключается в том, что они повышают устойчивость организма по отношению к действию целого ряда различных неблагоприятных факторов. Например, таких как пониженное атмосферное давление, перегревание, некоторые яды, радиация и др. В специальных опытах на животных было показано, что крысы, которых ежедневно по 1 – 2 часа тренировали плаванием, бегом или висением на тонком шесте, после облучения рентгеновскими лучами выживали в большем проценте случаев. При повторном облучении малыми дозами 15% нетренированных крыс погибало уже после суммарной дозы 600 рентген, а тот же процент тренированных — после дозы 2400 рентген. Физические упражнения повышают стойкость организма мышей после пересадки им раковых опухолей.

Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие. Положительные эмоции наоборот способствуют нормализации многих функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и жизнерадостности. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым действием. От неправильного образа жизни или просто со временем в организме могут накапливаться вредные вещества, так называемые шлаки. Кислая среда, которая образуется в организме во время существенной физической нагрузки окисляет шлаки до безвредных соединений, а затем они с лёгкостью выводятся.

Итак, благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично.

Если мышцы бездействуют – ухудшается их питание, уменьшается объём и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничения в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Так, американские врачи, лишив добровольцев движений путём наложения высокого гипса и сохранив им нормальный режим питания, убедились, что через 40 дней у них началась атрофия мышц и накопился жир. Одновременно повысилась реактивность сердечно-сосудистой системы и снизился основной обмен. Однако в течение последующих 4 недель, когда испытуемые начали активно двигаться (при том же режиме питания), указанные выше явления были ликвидированы, мышцы укрепились и гипертрофировались. Таким образом, благодаря физическим нагрузкам удалось восстановление, как в функциональном, так и в структурном отношениях.

Подмечено, что у рентгенологов, занимающихся физическими упражнениями, меньшая степень воздействия проникающей радиации на морфологический состав крови. В опытах на животных показано, что систематические мышечные тренировки замедляют развитие злокачественных опухолей.

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.

Физические упражнения приводят также к увеличению белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются главными защитниками организма на пути инфекции. Физические упражнения влияют на артериальное давление, уменьшая образование норадреналина-гормона, который, сужая кровеносные сосуды, становится причиной повышения давления.

Сочетанная деятельность мышц и внутренних органов регулируется нервной системой, функция которой также совершенствуется при систематическом выполнении физических упражнений.

Существует тесная связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение различных физических упражнений оказывает воздействие на дыхание и вентиляцию воздуха в лёгких, на обмен в лёгких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на использование кислорода тканями организма.

Всякое заболевание сопровождается нарушением функций и их компенсацией. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление.

mirznanii.com

Влияние двигательной активности на организм учащихся

Внеклассное мероприятие на тему:

«Влияние двигательной активности на организм учащихся»

5 класс

Выполнила:

учитель физической культуры

Мамышева Анастасия Викторовна

п. Садовый 2018г.

Цель: систематизация знаний о здоровом образе жизни и об основной составляющей -двигательная активность.

Задачи:

-расширить представление детей о здоровом образе жизни;

-формировать позитивное отношение к активному образу жизни, к занятиям физической культурой;

-побуждать детей к двигательной активности.

1. Вводная часть. Приветствие.

— Здравствуйте, ребята! Именно это слово мы говорим друг другу при встрече

А как вы думаете, почему? Что мы желаем друг другу, говоря это слово?

Ответы детей: желаем здоровья, чтоб человек был счастливым, здоровым т.д.

-Правильно, мы желаем друг другу здоровья!

2. Основная часть.

-А что же такое здоровье? Что значит вести здоровый образ жизни?

Значит, о чем сегодня будет наш урок?

Перед вами несколько карточек с разными картинками, выберите лишь те, которые относятся к здоровому образу жизни.

Игра «Найди подходящую картинку».

Дети выбирают из предложенных карточек лишь те, которые относятся к здоровому образу жизни. Среди них карточки с изображением двигательной активности.

-Молодцы, ребята! Справились с заданием!

-Давайте перечислим, что такое здоровый образ жизни?

Ответы детей:

-Правильное питание;

-Отказ от вредных привычек;

-Закаливание;

-Личная гигиена;

-Соблюдение режима дня;

-Двигательная активность.

-Правильно! Сегодня мы будем более подробно говорить о такой составляющей, как двигательная активность!

Много веков назад человеку приходилось активно двигаться, чтобы добыть пищу, построить жилище, изготовить одежду и т. д. В процессе движения формировалось тело человека, его мышцы. Когда человек двигается, у него хорошо работает сердце, а значит, кровь получает достаточное количество кислорода, которым питается головной мозг. Много веков человека сопровождали физические нагрузки. Но постепенно часть работы взяли на себя машины. Машины научились стирать и убирать, готовить пищу и рыть ямы, собирать хлеб, плавать и летать. Но чем более умелыми становились машины, тем более ленивыми и малоподвижными делались люди.

И вот результат: в 21 веке мы стали мало двигаться. Недостаток движения становится причиной многих болезней, сокращает жизнь человека. Особенно сильно страдают от недостатка движения современные школьники. По 6-8 часов они сидят за уроками, потом за компьютером и телевизором, на движение совсем не остаётся времени. Вот и получается, что большинство российских школьников имеют проблемы со здоровьем и только каждый третий практически здоров.

Двигательная активность и здоровье человека.

Двигательная активность – это весь объём движений, которые выполняет человек , его физические нагрузки. Физические нагрузки тренируют сердце, сосуды, мышцы, кости, развивают мышление, воспитывают характер.

Дневная норма движения состоит в том, что прежде всего, нужно проводить на свежем воздухе 2-2,5 часа в день. 2 часа – любая физическая нагрузка (в том числе и домашние дела).

-А вы ведете активный образ жизни? Ответы детей: Да!

-Вот сейчас мы это и проверим. Какие виды спорта вы знаете?

Дети перечисляют виды спорта, которые они знают.

-А кто знает что такое Гиподинамия? (Гиподинами́я — нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности, снижении силы сокращения мышц)

-А всегда ли человек может заниматься физкультурой? Ответы детей: Нет, не всегда.

— Правильно! А вот чем он может заменить занятия спортом, мы узнаем из стихотворения:

Чтоб ты не был хилым, вялым,

Не лежал под одеялом,

Не хворал и был в порядке,

Делай каждый день зарядку!

Позабудь про телевизор,

Марш на улицу гулять —

Ведь полезней для здоровья

Свежим воздухом дышать!

Нет плохому настроению.

Не грусти, не хнычь, не плачь!

Пусть тебе всегда помогут

Лыжи, прыгалки и мяч!

Хоть не станешь ты спортсменом,

Это право не беда —

Здоровый дух в здоровом теле,

Пусть присутствует всегда!

Что вы узнали из этого стихотворения?

Ответы детей: делай каждый день зарядку, гулять на улице и.тд.

Физминутка

Зайка 

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

-А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем, что помогает нам заниматься спортом и физической активностью?

1. Мы — проворные сестрицы,
Быстро бегать мастерицы,
В дождь — лежим,
В снег — бежим, 
Уж такой у нас режим.(Лыжи)

2. Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем.(Велосипед)

3. Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота — через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в …(волейболе)

4. В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это …(баскетбол)

5. Есть лужайка в нашей школе, 
А на ней — козлы и кони. 
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе — кони и лужайка?!
Что за чудо — угадай-ка!(Спортзал)

6.Силачом я стать хочу,
Прихожу я к силачу:
— Расскажите вот о чем —
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
— Очень просто. Много лет
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я?..(Гантели)

7. Люди бьют его руками,

Головою и ногами,

Клюшкой по траве катают,

В сетку и кольцо кидают,

Вверх взлетает птицей вольной

И ему совсем не больно.

В лоб ударит, ты не плачь.

Называется он…(мяч)

8. Металлических два братца,

Как с ботинками срослись,

Захотели покататься,

Топ! — на лёд и понеслись.

Ай, да братья, ай, легки!

Братьев как зовут?(коньки)

3.Заключительная часть.

В заключении просмотр мультфильма Смешарики «Кому нужна зарядка?»

Обсуждение мультфильма

-Какое влияние оказывают на организм человека двигательная активность? Ответы детей :хорошо работает сердце, кровь получает достаточное количество кислорода, питается головной мозг. Физические нагрузки тренируют сердце, сосуды, мышцы, кости, развивают мышление, воспитывают характер.

Я люблю семь правил ЗОЖ
Ведь без них не проживешь!

Для здоровья и порядка
Начинайте день с зарядки.
Вы не ешьте мясо в тесте,
Будет талия на месте.

Долго, долго, долго спал —
Это недугов сигнал.
Закаляйтесь, упражняйтесь
И хондре не поддавайтесь.

Спорт и фрукты я люблю,
Тем здоровье берегу.
Все режимы соблюдаю,
И болезней я не знаю.

Много на ночь есть не буду,
Я фигуру берегу.
Не курю я и не пью,
Я здоровым быть хочу.

Я купаюсь, обливаюсь:
Ясно всем, что закаляюсь,
Я отбросил много бед —
Укрепил иммунитет.

Ешьте яблоки и груши,
Ваша кожа будет лучше.
Съешьте вы еще лимон,
Усвоить кальций поможет он.

Я активно отдыхаю
И здоровье укрепляю,
Ни на что не сетую,
Что и я вам советую.

Я и в шахматы играю:
Интеллект свой развиваю.
Встану я и на «дорожку»:
Сброшу вес еще немножко

Вы питайтесь пять раз в сутки,
Не будет тяжести в желудке,
Пейте с медом молоко
И заснете вы легко.

Отдыхать- не значит спать
Езжай на дачу покопать,
Когда вернешься ты домой,
Прими душ и песню спой:

От того я так хорош,
Что люблю семь правил ЗОЖ.

multiurok.ru

Внеклассное мероприятие «Влияние двигательной активности на здоровье человека»

Тема «Влияние двигательной активности на здоровье человека»

Учитель Клочкова Л.В., МБОУ СШ № 1 города Дзержинска Нижегородской области

Класс 7

Тема

Влияние двигательной активности на здоровье человека

Цель: выявить взаимосвязь между двигательной активностью и здоровьем человека

Тип занятия

Занятие с элементами исследования

Продолжительность занятия

30 минут

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Выявление взаимосвязи между двигательной активностью и здоровьем человека.

Закрепление понятий здоровье, двигательная активность, гиподинамия.

Формирование у учащихся исследовательской культуры: определение цели исследования, выдвижение гипотезы, планирование этапов исследовательской работы, осуществление практической работы, формулировка выводов, представление результатов.

Умение контролировать и оценивать свои действия.

Формирование действий по организации учебного сотрудничества со сверстниками, умения работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли.

Формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровому образу жизни.

Формирование способности к решению личностно значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.

Решаемые учебные проблемы

Формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности.

Основное содержание учебного материала

  1. Здоровье и его составляющие

  2. Двигательная активность и её воздействие на организм человека

  3. Мини-исследование по выявлению взаимосвязи между двигательной активностью и тренированностью сердечной мышцы каждого учащегося

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, мультимедийный проектор

Оборудование

Презентация, раздаточный материал: бланки для индивидуальной работы, фрагменты научного текста

Образовательные интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/znachenie-dvigatelnoy-aktivnosti-i-fizicheskoy

СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Актуализация знаний. Постановка цели занятия.

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

  1. Приветствует обучающихся, настраивает на работу, проверяет их готовность к уроку.

  1. Предлагает обсудить, в чём заключается актуальность темы занятия, сформулировать цель занятия.

  2. Задает вопросы:

— Что вы понимаете под определением «здоровье»? (Выясняет, что учащиеся понимают под духовным, социальным здоровьем).

hello_html_m1763271b.png

— От чего зависит наше физическое здоровье?

  1. Рассказывает о снижении двигательной активности людей по сравнению с предыдущими десятилетиями в связи с появлением устройств, облегчающих трудовую деятельность, к чему это приводит (приводит слова Аристотеля).

hello_html_61ad54f0.png

  1. Предлагает вспомнить, что такое двигательная активность, что она в себя включает; о её воздействии на организм человека, проработав научный текст, используя приём «Инсерт».

hello_html_78de09b0.png

  1. Благодарит учеников за логичность и грамотность построенных высказываний

  1. Задает вопросы:

Как называется недостаток двигательной активности?

— Почему гиподинамия – это плохо?

hello_html_m40aba8c3.png

  1. Просит вспомнить сформулированную в начале занятия цель.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Рассуждают, формулируют цель занятия.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Каждый ученик маркирует 1 из 4-х фрагментов научного текста (см. Приложение 1) и готовится

пересказать его по плану.

hello_html_m1f5fd026.pnghello_html_cc878b.png

4 ученика по выбору учителя пересказывают свой фрагмент научного текста по плану.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

Проговаривают цель занятия.

Личностные

Нравственно-этическое оценивание, мотивация на работу на уроке

Регулятивные

Целеполагание

Познавательные общеучебные Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные

Умение внимательно слушать друг друга, грамотно излагать свои мысли

 

Познавательные общеучебные

Поиск и выделение необходимой информации

Умение структурировать знания

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Смысловое чтение

Регулятивные

Оценка

Коммуникативные

Умение внимательно слушать друг друга, грамотно излагать свои мысли

Поощрение стремления к взаимодействию и сотрудничеству

Личностные

Повышение самооценки учащегося

Логические

Установление причинно – следственных связей

Построение логической цепи рассуждений

2 . Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

  1. Говорит о том, что, двигаясь, мы укрепляем наши мышцы, в том числе и сердечную.

2. Задает вопросы:

— Какую роль выполняет сердце?

— А если мы не будем тренировать сердечную мышцу, к чему это приведёт?

3. Подводит учащихся к необходимости проведения исследования состояния сердечной мышцы каждого учащегося

— Так как наше здоровье в первую очередь зависит от работы сердца, то, установив взаимосвязь между двигательной активностью и состоянием сердечной мышцы, мы установим взаимосвязь между двигательной активностью и здоровьем.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

Слушают учителя.

Личностные Смыслообразование

Регулятивные

Целеполагание, оценка

Познавательные общеучебные

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Логические

Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

Умение полно и точно выражать свои мысли

3. Мини-исследование по выявлению взаимосвязи между двигательной активностью и тренированностью сердечной мышцы каждого учащегося.

Цель: — формирование у учащихся исследовательской культуры: определение цели исследования, выдвижение гипотезы, планирование этапов исследовательской работы, осуществление практической работы, формулировка выводов, представление результатов;

— формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

  1. Предлагает учащимся разделиться на группы:

1-ая группа – дети, регулярно испытывающие физическую нагрузку;

2-ая группа – дети, ведущие малоподвижный образ жизни.

  1. Обозначение актуальности, цели исследования, гипотезы, задач.

hello_html_1bd0b129.png

hello_html_4bd85e50.png

  1. Решая поставленные задачи, напоминает методику определения пульса (показ видеофрагмента).

hello_html_m2b02a03f.png

  1. Направляет деятельность учащихся, консультирует (по необходимости).

5. Заслушивает результаты работы в группах, поощряет учащихся за развёрнутые, чётко сформулированные выводы.

Делятся на группы, рассаживаются за два стола.

Проговаривают алгоритм исследовательской работы.

Вспоминают методику определения пульса путём просмотра видеофрагмента.

  1. Индивидуальная работа по определению степени тренированности сердечной мышцы, формулированию вывода (подтвердилась гипотеза или нет) с фиксацией результатов на отдельном бланке (см. Приложение 2)

hello_html_m26032afc.png

hello_html_m7d76b14.png

  1. Обобщение результата в группах, сравнение его с гипотезой, формулировка вывода.

hello_html_m1ce03903.png

3. Представление результата выбранным детьми лидером.

hello_html_3d08098e.png

Личностные Смыслообразование

Познавательные общеучебные

Умение анализировать, обобщать, структурировать знания

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные

Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

Планирование, прогнозирование, контроль, оценка

Логические

Постановка и решение проблемы

Построение логической цепи рассуждений

Выдвижение гипотез и их обоснование

Познавательные общеучебные

Осуществление практической работы

Умение анализировать, обобщать, сравнивать

Логические

Построение логической цепи рассуждений

Выдвижение гипотез и их обоснование

Доказательство

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные

Умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками: обсуждать полученные результаты, определять лидера группы

Умение внимательно слушать друг друга, грамотно излагать свои мысли

Рефлексия деятельности в группе

Регулятивные

Контроль, коррекция, оценка

Личностные

Повышение самооценки учащегося

4. Рефлексия

Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

  1. Предлагает вспомнить цель исследования, цель учебного занятия.

— Достигли мы цели нашего исследования?

— А цели учебного занятия?

2. Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

— Как вы оцените свою работу?

3. Благодарит за работу. Желает здоровья.

Отвечают на вопросы учителя, рассуждают.

Личностные

Самоопределение, морально-этическая ориентация

Познавательные общеучебные

Определение степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности

Логические

Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные

Умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

Определение степени своего продвижения к цели

Прогнозирование, оценка

Г.А. Воронина. – М.: Просвещение, 2011.

Двигательная активность влияет на сохранение и укрепление здоровья человека. Физические нагрузки воздействуют как на организм в целом, так и на системы органов: сердечно-сосудистую, нервную, пищеварительную, опорно-двигательную. Физические упражнения повышают общий тонус и работоспособность, а также стимулируют защитные силы организма – возрастает устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, поэтому лечебная физкультура широко применяется в медицинской практике.
С развитием цивилизации человеку приходится затрачивать меньше мышечных усилий. Это ведет к снижению двигательной активности – гиподинамии (от лат. Hypo – под, dinamis – сила).
У новорожденных тугое пеленание, ограничивающее движения, нарушает образование связей между чувствительными и двигательными центрами мозга. В раннем детском возрасте сильны взаимосвязи между мышечными движениями и психическим развитием. Опыты и наблюдения позволили доказать, что мелкие движения пальцев рук при рисовании и лепке способствуют развитию речи. В раннем школьном возрасте гиподинамия снижает тонус мышц и ведет к нарушению осанки.

если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали

+ если то, что вы читаете, является для вас новым

? то, что вы читаете, непонятно, хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Гиподинамия у детей способствует быстрой утомляемости и расстройствам в деятельности нервной системы. Недостаточная мышечная активность может явиться причиной наращивания избыточной массы тела за счет отложений жира. У взрослых людей малоподвижный образ жизни увеличивает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы и способствует постоянному нервному напряжению. Длительная гиподинамия сказывается на обмене веществ, что проявляется в ухудшении деятельности пищеварительной системы и увеличении слоя жировой ткани.

Каждый человек для сохранения и укрепления здоровья должен стараться больше двигаться. Наиболее благоприятны для организма ходьба, бег, плавание, катание на лыжах и коньках. При активном образе жизни процесс старения задерживается на 10-20 лет. Занятия в спортивных секциях могут дополнить ежедневные движения, но не заменить их. В день необходимо посвятить не менее 30 минут умеренной мышечной нагрузке.

если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали

+ если то, что вы читаете, является для вас новым

? то, что вы читаете, непонятно, хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Специалисты по спортивной медицине считают, что для здоровья важны такие категории упражнений, как аэробные, силовые и растяжки.

Аэробные упражнения увеличивают снабжение тканей кислородом. Это ходьба, бег, плавание, гребля, танцы, теннис и др.. Естественные упражнения (прогулка, купание в водоеме) полезнее тех, которые выполняются в помещении.

Силовые упражнения включают укрепление и увеличение размера мышц. Это отжимание, поднятие тяжестей, упражнения для брюшного пресса. Такие упражнения замедляют старение.

Растяжка тренирует гибкость и подвижность суставов. Это достигается наклонами, поворотами, вращениями. Однако увлечение отдельными видами упражнений может нанести вред здоровью. Например, поднятие тяжестей нужно чередовать с растяжками и аэробными упражнениями.

если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали

+ если то, что вы читаете, является для вас новым

? то, что вы читаете, непонятно, хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Некоторые из нас ведут малоподвижный образ жизни, объясняя это отсутствием возможности или времени для занятий спортом. Нужно использовать все виды двигательной активности: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры, прогулки и игры на открытом воздухе, помощь по дому и школе. Общая продолжительность движений в режиме дня должна составлять: в 7-10 лет – 4-5 часов; в 11-14 лет – около 4 часов; в15 -17 лет – 3-4 часа.

В пользе двигательной активности были уверены великие люди всех эпох. Ученый – естествоиспытатель М. В. Ломоносов считал необходимым «стараться всячески быть в движении тела». Выдающийся полководец А.В. Суворов сам делал гимнастику, закаливался и того же требовал от солдат. Крупнейший физиолог И.П. Павлов до последних дней совершал прогулки – пешие, велосипедные и лыжные.

Под влиянием физических упражнений совершенствуются строение и деятельность всех органов и систем органов, повышается работоспособность и укрепляется здоровье.

если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали

+ если то, что вы читаете, является для вас новым

? то, что вы читаете, непонятно, хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

infourok.ru

Как влияет физическая активность на здоровье и продолжительность жизни современного человека



Сложно утверждать однозначно о вреде или пользе физической нагрузки. Речь не идёт о большом спорте с выдающимися достижениями, вопрос касается здорового образа жизни. Это направление включает посильную физическую нагрузку и правильное питание.

Во время физических упражнений в организме человека происходит ряд положительных процессов. Это влияет на самочувствие и здоровье, которое является залогом счастливой и длинной жизни.

Негативное влияние нездорового образа жизни

Исследователи утверждают, что XXI век отличается от предыдущих столетий малоподвижным образом жизни. Недостаток физической активности плохо сказывается на здоровье людей, что приводит нередко к тяжёлым заболеваниям или летальным исходам.

Учёные провели исследования и посчитали, сколько лет жизни теряет человек из-за вредных привычек и нездорового образа жизни.

Результаты наблюдений

п/п

Причина

Количество лет

1

Малая активность

6

2

Регулярное недосыпание

5

3

Ожирение

8

4

Повышенное давление

10

5

Курение более 20 сигарет в день

10

6

Злоупотребление алкогольными напитками

23

7

Употребление наркотиков

34

Средняя продолжительность жизни при регулярном занятии спортом

Всемирная организация здравоохранения дала точное определение основным понятием:

Долгожительэто человек преклонного возраста, перешагнувший рубеж 90 лет.

Здоровье — это осознанное состояние физического, духовного, социального благополучия.

Регулярные занятия спортом в молодые годы не дают гарантию нормального существования на всю жизнь. Физическая активность должна быть спутником каждого человека постоянно. Американские исследователи установили: постоянная тренировка влияет на работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы. Если прекратить физическую активность, наблюдаются сбои в работе организма человека. А также определены в процентном соотношении влияние основных факторов на продолжительность жизни.

Двигательная активность помогает сохранить и укрепить здоровье, повышает работоспособность, стимулирует защитные силы организма.

Средние значения продолжительности жизни

Страна

Средняя продолжительность жизни, лет

Япония

82

Франция

80

Германия

79

США

78

Чехия

76

Китай

73

Украина

68

Россия (женщины)

77

Россия (мужчины)

66

Разновидность физической активности

В зависимости от воздействия на организм и структуры движения все виды физической культуры делятся на упражнения циклического и ациклического характера.

Циклические занятия — это двигательные акты, повторяющиеся длительное время, имеют незаконченный цикл. К ним относятся: ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля, плавание, занятие на лыжах.

Ациклические упражнения изменяют структуру движения в процессе выполнения, к тому же не имеют стереотипного цикла. К этому виду физической культуры относятся: прыжки, метание, силовые упражнения, аэробная нагрузка. Занятия оказывают положительное воздействие на работу опорно-двигательного аппарата. Улучшается структура мышц, гибкость, подвижность в суставах.

Как различная гимнастика помогает поддерживать здоровый образ жизни

Гимнастика — это система определённых физических упражнений. Она относится к ациклической группе и делится на несколько видов: гигиеническая, ритмическая и производственная.

Утренняя зарядка или гигиеническая помогает привести организм к быстрому пробуждению. Это помогает поддержать работоспособность на высоком уровне на протяжении всего дня. Комплекс состоит из лёгких упражнений, чтобы не доводить организм до утомления. Они должны решить следующие задачи:

− Устранить вялость, сонливость после пробуждения.

− Увеличить работоспособность основных систем организма человека.

− Усилить тонус нервного системы и душевного равновесия.

Производственная гимнастика помогает снять утомление и увеличить работоспособность. Комплекс может включать различные виды упражнений:

− силовые;

− стрейч;

− расслабления.

Ритмическая гимнастика или аэробика — это комплекс упражнений, выполняющих под музыку. Во время занятий вырабатывается большое количество энергии. Основными продуктами распада являются вода и углекислый газ, которые удаляются при помощи дыхания и выделяемого пота. Музыка позволяет задавать темп и ритм движения.

Как влияет циклические занятия на долголетие

В любом возрасте двигательной активностью можно повысить уровень выносливости организма, являющийся показателям биологического возраста человека. Регулярное занятие физкультурой помогает затормозить процесс изменения физиологических функций. Популярными циклическими занятиями являются: бег, плавание, ходьба, езда на велосипеде.

Ходьба оказывает положительное влияние на долголетие. Американские исследователи установили зависимость между скоростью движения и сроком человеческой жизни. В эксперименте принимали участие 35 000 человек среднего и преклонного возраста. Любители интенсивной ходьбы дожили до 85 лет, а размеренной ходьбы — до 75 лет.

Ежедневно рекомендуется проходить не менее 10 000 шагов. А также можно заниматься спортивной или скандинавской ходьбой. Последнее время можно встретить на прогулке людей разного возраста со специальными палками, похожими на лыжные. Скандинавская ходьба быстро набрала популярность у любителей здорового образа жизни.

Бег доступен всем, потому что не требуются дополнительных спортивных сооружений. Грамотное занятие является профилактикой многих заболеваний и укрепления организма. Бег развивает выносливость и способность противостоять утомляемости.

Регулярные пробежки совершенствуют работу терморегуляции организма. Повышенное потоотделение помогает выводить токсины: органических кислот, мочевину, аммиак. Этот процесс улучшает работу почек. Занятие на свежем воздухе хорошо помогает в закаливание организма.

Плавание улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Занятие совершенствует терморегуляцию организма. Людям, страдающим простудными заболеваниями, рекомендуется заниматься плаванием для закаливания.

Это хорошая альтернатива для людей, у которых «сидячая» работа, снять нагрузку с опорно-двигательной системы, дать отдых позвоночнику. Исследования показывают: нахождение в воде — 24 градуса С, продолжительностью 5 минут, увеличивает обмен веществ на 55–72 процента.

Езда на велосипеде позволяет легко сбросить лишние килограммы. А также улучшить работу дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системы.

Заключение

Занятия физической культурой повышают аэробные возможности организма, выносливость и работоспособность. Регулярные нагрузки обеспечивают снижение темпа возрастных изменений человека.

Двигательная активность увеличивает минерализацию костной ткани, препятствующую образованию и развитию остеопороза. А также повышает приток лимфы к межпозвонковым дискам и суставным хрящам.

Физическая активность помогает человеку стать долгожителем.

Литература:

  1. Березин И. П., Дергачёв Ю. В. Школа здоровья
  2. Г. Гилмор Бег ради жизни, М., «Физкультура и спорт», 1969 г.
  3. Евсеев Ю. И. Физическая культура Ростов на Дону, Феникс, 2004 г.
  4. Ловицкий И. В., Фейгин С. Л. Производственная гимнастика, М., Профиздат, 1963 г.
  5. Физическая культура, СПб, Питер, 2004 г.
  6. Шаталов Г. С. Философия здоровья, М., 1997 г.

Основные термины (генерируются автоматически): физическая активность, двигательная активность, физическая культура, здоровый образ жизни, продолжительность жизни, занятие, опорно-двигательная система, преклонный возраст, регулярное занятие, скандинавская ходьба.

moluch.ru

Двигательная активность и здоровье

Общеизвестна роль физической культуры в здоровом развитии человека, и чем раньше мы начнем формировать привычку у детей начинать день с физзарядки, тем прочнее оно становится. Пример родителей – ничем не заменим. К сожалению лишь 6% семей в России начинают день с гигиенической зарядки. Для сравнения: в США – 78%, в Японии – 75%, ФРГ – 68%.


Рис. Продолжительность жизни мужчин в странах

Неоспоримая истина: физкультура, утренняя гигиеническая зарядка должны «умыть» кровью 639 мышц, имеющихся у человека (скелетных мышц). Как говорили врачи Древнего Востока: у сердца – «царственной мышцы» есть 639 помощников (каждая – «малое сердце». Правило «639 + 1» должен знать каждый человек с детства: помоги своему сердцу (1) работой всех скелетных мышц (639). И ты проживешь долго. 

Гиподинамия все нагрузки перекладывает на сердце, которое в этих условиях быстрее изнашивается, стареет, срывается. Физическая зарядка – это утверждение долголетия и профилактика сердечно-сосудистой патологии.
Здоровье человека определяется множеством влияний, однако среди той части этих явлений, которая зависит от человека и может быть преобразована нашей волей и настойчивостью, решающее значение принадлежит двигательной активности. Этот фактор в наиболее «очищенной» и концентрированной форме является основным средством, используемым в физической культуре и спорте.

Два действующих начала содержат самые различные виды двигательной активности, используемые в занятиях физическими упражнениями, – информацию и энергию. Работа мышц – не только механические действия, помогающие организму преодолевать силу тяжести. В каждом мельчайшем действии, в любом сокращении волокон, из которых состоят скелетные мышцы, в каждом натяжении связок и сухожилий, источник нервных импульсов, направляющихся по нервам в центральную нервную систему, а оттуда распространяющихся по всем без исключения внутренним органам. Работа мышц, таким образом, – источник информации, которую воспринимает каждый орган и каждая ткань нашего организма. В результате этих импульсов улучшается состояние и повышается их жизнедеятельность. Рефлекторные влияния от сокращающихся мышц и других звеньев двигательного аппарата – их называют моторно-висцеральными рефлексами – оказывают трофическое, т.е. стимулирующее, повышающее жизнеспособность (от греч. trophe – питание) влияние на ткани и органы. В этом их исключительно важное значение для организма. 

Таким образом, мышца и, шире говоря, весь двигательный аппарат представляет собой самый крупный орган чувств – ведь только мышцы составляют почти половину (около 2/5) массы всего тела, а если учесть еще и кости, связки и сухожилия, то эта величина превысит 50%. Информация, возникающая в процессе мышечной деятельности, имеет жизненно важное значение. Неверно думать, что моторно-висцеральные рефлексы не несут содержательной информации и смысл присущ только тем сигналам, которые имеют определенное выражение – словесное, образное или музыкальное. Информация, поступающая от мышц, связок и сухожилий имеет смысл – однако это смысл биологический, его «прочитывают» клетки, ткани и органы. «Язык», на котором обмениваются информацией мышцы с внутренними органами при выполнении физических упражнений, на редкость насыщенный, причем это, вне всякого сомнения, самый древний из всех видов информации, это язык внутреннего общения органов и тканей между собой. Жизненно важное значение сигналов, поступающих от мышц – моторно-висцеральных рефлексов – состоит в том, что они стимулируют обмен веществ и энергии, повышают экономичность жизнедеятельности тканей, их работоспособность и в конечном счете улучшают состояние здоровья.

Помимо исключительно ценной в биологическом отношении информации, которую вырабатывают мышцы, их деятельность является мощным преобразованием энергии. Известно, что всякая механическая работа – а мышцы, как известно, и являются такими органами, которые производят такую работу, – требуют расходования энергии, которая поступает в организм с пищей. Энергия питательных веществ, освобождаясь в организме, позволяет нам выполнять работу. Такая схема абсолютно верна, однако она отражает лишь одну (причем не самую главную) сторону  дела. Гораздо важнее другое: – потребляя, расходуя энергию, работающие мышцы накапливают ее в мышечных волокнах и во всем организме.

Мышцы – это мощный генератор энергии, организующий накопление энергии во всех органах и тканях организма. Моторно-висцеральные рефлексы играют роль своеобразных «приводов», через которые тканям передаются стимулы, активирующие энергетические процессы во всех тканях организма. Работая, утомляясь и восстанавливаясь, органы и ткани поднимаются на более высокий энергетический уровень. В основе выхода на новый уровень энергии лежит стимуляция восстановительных процессов под влиянием связанного с выполнением физических нагрузок утомления (Г.В. Фольборт). «Освоенная» нагрузка, т.е. воспринятая без ущерба для организма, что бывает в том случае, если величина мышечной работы не превышает возможностей организма, – приводит к повышению функционального состояния организма. Движущей силой этого повышения является приток энергии.

Двигательная активность проникает своими влияниями в самые основы жизненных процессов. 
Двигательная активность способствует полноценному использованию поступающих в организм с пищей веществ, физические упражнения обеспечивают использование этих веществ для повышения энергетического уровня, на котором реализуется жизнедеятельность организма и, наконец, упражнения вместе с закаливающими факторами приносят тканям организма ценнейшую в биологическом отношении информацию, стимулирующую жизнедеятельность всех органов и тканей.

Воздействия на организмиз группы физических упражнений обеспечивают энергетические и пластические приобретения – в результате этих воздействий возрастает энергетический уровень организма, т.е. способность его противостоять разрушающим влияниям, укрепляются клеточные структуры тканей и органов. Упражнения оказываются также своеобразными «катализаторами» накопления ценных и устранения опасных веществ в организме. Закаливающие и другие физические факторы представляют собой мощные потоки информации, которые повышают организованность, т.е. упорядоченность, качество взаимодействия между отдельными органами и системами организма.

Сокращение рабочего дня, уменьшение времени на бытовые нужды и увеличение в связи с этим свободного времени ставят вопрос о социальных мероприятиях, обеспечивающих здоровый образ жизни. Одновременно с этим наблюдается ситуация, когда на многих людей обрушиваются многочисленные неблагоприятные факторы внешней среды, сложные жизненные проблемы, огромный поток информации – это все зачастую протекает на фоне далеко не блестящих биосоциальных условий жизни, уровня эмоционального напряжения при сниженной двигательной активности человека.

Как известно, предки человека развивались при наличии значительной двигательной деятельности, когда добывание пищи, борьба с врагами и т.п. повседневно требовали значительных мышечных напряжений. Вследствие этого оказалось, что опорно-двигательный аппарат, функции нервной системы, органов кровообращения и дыхания, деятельность желез секреции и т.д. могут полноценно развиваться и поддерживаться на должном уровне только при наличии достаточной систематической мышечной нагрузки.

В настоящее время в промышленности, транспорте и в сельском хозяйстве все виды работы, связанные с приложением значительной силы и требующие выносливости в связи с длительными мышечными напряжениями, благодаря механизации труда постепенно исчезают. С каждым годом все больше увеличивается число лиц, труд которых образно характеризуется как «кнопочное» (в том числе компьютерное) управление различными механизмами. Распространение общественного и личного транспорта постоянно снижают общую сумму мышечных усилий. Все это, несомненно, облегчает условия жизни человека, но вместе с тем оказывает неблагоприятное влияние, лишая организм мышечных усилий. Недостаток мышечных напряжений в труде, в быту и при передвижениях следует корректировать специальными оздоровительными мероприятиями.

Значение необходимости для организма мышечных нагрузок особенно проявляется при гиподинамии – снижении мышечных усилий – и при гипокинезии – снижении двигательной активности. Недостаточная двигательная активность сопровождается атрофией и дегенерацией скелетных мышц. Мышечные волокна становятся тоньше, вес мышц уменьшается, снижается мышечная сила, тонус мышц и т.д.

Продолжительная гипокинезия (гиподинамия) отражается и на функциях ряда сенсорных систем. В частности, отмечено ухудшение состояния зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов. Кроме того, наблюдаются также изменения в системе кровообращения, уменьшение размеров сердца, снижение ударного и минутного объемов крови, учащение пульса, уменьшение массы циркулирующей крови, удлинение времени ее кругооборота. Внешне дыхание при гипокинезии в покое характеризуется уменьшением объема легочной вентиляции и снижением на 5–20% основного обмена. Во время мышечной работы экономичность вегетативных функций снижается, вследствие чего при тех же самых мышечных нагрузках увеличивается как кислородный запрос, так и кислородный долг. Наблюдается снижение функций эндокринных желез, в частности надпочечников. Однообразное малоподвижное состояние организма может приводить постепенно к сглаживанию изменений суточного режима пульса, температуры и некоторых других функций организма.

Для организма двигательная активность является физиологической потребностью. Каждое проявление двигательной активности индуцирует образование метаболитов, которые необходимы для нормального функционирования организма. Без необходимого объема движений организм не может накапливать энергию, необходимую для нормальной жизнедеятельности и для противостояния стрессу. Действительно, мышечные напряжения, контрастные температурные воздействия, солнечная радиация, умеренная гипоксия – все это стресс, который в определенной своей мере полезен, необходим организму. Иными словами, без определенного объема двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в него природой, не может дожить до почтенной старости, не может быть здоровым и счастливым.

Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Занятие физической культурой способствует улучшению координации деятельности нервных центров, способствуют более точной ориентации человека в пространстве, улучшают процессы мышления, памяти, концентрации внимания, повышают функциональные резервы многих органов и систем организма. Так, регулярные занятия физическими упражнениями повышают жизненную емкость легких, минутный объем дыхания, глубину дыхания; увеличивается коэффициент полезного действия – снижается кислородный запрос и кислородный долг; усиливается деятельность желез внутренней секреции.

Помимо влияния на отдельные двигательные и вегетативные функции, различия в режиме мышечной деятельности могут отражаться и на общей резистентности организма при действии на него различных неблагоприятных факторов внешней среды (стрессовые ситуации, гипоксия, инфекция, радиация, низкие и высокие температуры окружающей среды).
Мышечная деятельность также может быть стрессором. В результате больших физических упражнений у лиц, для которых такие нагрузки являются чрезмерными, могут наблюдаться и первая и вторая стадии стресса. При длительном действии значительных напряжений вторая стадия стресса может перейти в третью, т.е. в стадию истощения.

Важнейшей особенностью влияния мышечных напряжений является то, что при постоянном увеличении нагрузок реакция тревоги проявляется слабо или даже не проявляется совсем. В организме после нескольких тренировочных занятий сразу же начинает возникать состояние повышенной резистентности как специфически, т.е. к мышечным нагрузкам, так и неспецифически, т.е. к ряду других неблагоприятных воздействий на организм. Вместе с тем, третья стадия стресса (истощение) возникает только при чрезмерных для данного организма нагрузках. Таким образом, мышечная работа в весьма большом диапазоне нагрузок оказывает на организм только положительный эффект.

Исследования влияния мышечных напряжений показали, что если не применять чрезмерных нагрузок и в тренировочном процессе постепенно увеличивать длительность и интенсивность упражнений, то в организме не наблюдается проявлений патологических сдвигов, т.е. ни первой стадии стресса (реакция тревоги), ни третьей (истощения). При этом наблюдается развитие только физиологической стороны стресса, связанной с повышением сопротивляемости организма внешним воздействиям.

У лиц, систематически упражняющихся на протяжении многих лет, повышенная сопротивляемость к неблагоприятным воздействиям может при вынужденных перерывах в тренировке в той или иной мере сохраняться на протяжении нескольких месяцев.

Важное значение имеют утренние физические упражнения. Они важны, 

  • во-первых, для быстрого повышения работоспособности человека после сна; 
  • во-вторых, для укрепления здоровья и закаливания организма; 
  • в-третьих, для регулярной физической тренировки в целях совершенствования мышечного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма и развития быстроты, выносливости, силы и координированности при двигательной деятельности.

Утренние физические упражнения, способствуют быстрому повышению возбудимости центральной нервной системы и восстановлению нормальной работоспособности.

Если утренняя зарядка проводится в сочетании с воздействиями на кожные рецепторы холода и водных процедур, возбудимость нервной системы восстанавливается еще быстрее. Действие некоторых раздражителей внешней среды (температурный фактор, водные процедуры, действие свежего воздуха и солнца) наряду с повышением возбудимости нервной системы способствует также закаливанию организма. Утренние физические упражнения благодаря вовлечению в действие мышечных групп всех частей тела содействует усилению лимфообращения и тем самым помогают быстрому устранению отечности тканей, в частности вен, наблюдаемой иногда сразу же после пробуждения.

Значение утренних физических упражнений не ограничивается ликвидацией последствий предшествующего сна. Они являются наиболее часто и регулярно проводимыми мышечными упражнениями, совершенствующими такие проявления двигательной деятельности человека, как сила, быстрота, выносливость и координация. Эти упражнения улучшают регуляцию центральной нервной системы физических функций двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других вегетативных систем. Они поддерживают на высоком уровне резервную щелочность крови, содействуют сохранению особых специфических свойств мышц, развиваемых при систематической мышечной работе и т.д. Так как утренние физические упражнения выполняются до начала рабочего дня, интенсивность их, чтобы не ухудшить последующую работоспособность, не должна быть чрезмерной.

Важное значение имеют физические упражнения, проводимые в течение рабочего дня и после его окончания. Это, в частности, обусловлено включением механизма активного отдыха, способствующего более быстрому восстановлению нарушенных в результате развития утомления различных функций организма, связанных с производственным трудом. Эти упражнения являются также эффективным средством снятия нервно-психического напряжения.

Среди многочисленных форм занятий оздоровительной физической культуры особое значение имеют ритмическая гимнастика, шейпинг, плавание, велосипедные прогулки, спортивные игры, ходьба на лыжах, бег и некоторые другие.

Естественно, что выбор того или иного способа, методики, системы соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса. 

Совершенно очевидно, что сама по себе физическая активность не дает оздоровительного эффекта, если ею пользоваться неправильно. Физическая нагрузка должна носить оптимальный характер для каждого человека. Необходимо соблюдать ряд принципов, которые гарантируют положительный оздоровительный эффект. Главные из них – постепенность и последовательность, повторность и систематичность, индивидуализация и регулярность физических тренировок.


В процессе систематических занятий физическими упражнениями нарастает тренированность организма человека. Тренированный организм отличается не только и не сколько размерами функциональных резервов адаптации, что само собой разумеется, сколько умением достаточно быстро и экономно включить соответствующие резервы в действие, обеспечивая должную их координацию. Таким образом, тренировка, с физиологической точки зрения, – процесс развития физических качеств путем использования функциональных резервов, а также формирования и совершенствования двигательных навыков на основе сложных комплексов условных и безусловных рефлексов. Двигательные навыки тесно связаны с физическими качествами и не могут быть реализованы без соответствующего развития физических качеств. Следует иметь в виду, что в тренировке главное – повторность и возрастание нагрузок. 

Физиологическими предпосылками непрерывности тренировочного процесса являются условно-рефлекторные закономерности развития тренированности. Длительные перерывы в тренировке ведут к угасанию временных связей, лежащих в основе двигательных навыков и физических качеств. При этом раньше других угасают связи, наиболее тонко специализированные и позднее приобретенные – особо тонкие моторные координации, наиболее совершенные изменения вегетативных функций.

Сдвиги в организме, наступающие под влиянием мышечной деятельности, имеют фазовый характер и сохраняются лишь некоторое время. Для развития тренированности необходимо, чтобы интервал отдыха между упражнениями не был излишне продолжительным. Важно, чтобы на «следы» предыдущей работы наслаивался эффект последующей. Оптимальная длительность отдыха между нагрузками определяется задачами данного периода тренировки, степенью общей и специальной физической подготовленности. Оптимальные интервалы отдыха, позволяющие сохранить положительные сдвиги от воздействия тренировочной нагрузки, зависят от скорости восстановления физиологических функций и энергетических ресурсов организма. Обычно повторную нагрузку рекомендуется выполнять в фазу сверхвосстановления (суперкомпенсации), однако в ряде случаев целесообразно повторять нагрузки и при неполном восстановлении, что способствует развитию выносливости и адаптации организма к деятельности в условиях измененной внутренней среды.

Источник:
проф. Давиденко Д.Н. и др. Глава 4.п.12 
Социальные  и  биологические основы  физической  культуры и  здорового  образа  жизни. Санкт-Петербургский  государственный технический университет
Кафедра физического воспитания. Межвузовский  центр  по  физической культуре. Балтийская  Педагогическая  Академия. Отделение валеологии и психофизиологии.

health-diet.ru

Статья по теме: Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников

Влияние двигательной активности на состояние здоровья дошкольников.

 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Двигательная активность представляет собой удовлетворенную потребность организма в движении. Потребность в движении нельзя рассматривать как функцию возраста, обусловленную соответствующими изменениями организма. Она весьма сильно варьирует в зависимости от особенностей физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни. От двигательной активности во многом зависят развитие моторики, физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала по различным предметам, наконец, настроение и долголетие человека. Под влиянием двигательной активности у дошкольников улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, аппарата кровообращения, повышаются функциональные возможности организма. Выявлена также зависимость между двигательным ритмом и умственной работоспособностью, школьной зрелостью ребенка.

       Недостаточная двигательная активность отрицательно влияет на организм ребенка. Но следует предостеречь и от излишней двигательной активности, которая ведет к функциональным изменениям в сердечно-сосудистой системе дошкольника.

           Следует заметить, что двигательная активность каждого ребенка индивидуальна. Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Если же у ребенка нет желания заниматься, следует проанализировать причины такого негативного отношения к занятиям и в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Если внимательно понаблюдать и проанализировать двигательное поведение ребенка, то можно отнести его к одной из трех групп по двигательной активности.

        Первую группу составляют дети со средней, нормальной двигательной активностью, обеспечивающей своевременное и целесообразное развитие ребенка в целом. Такие дети характеризуются, как правило, нормальной массой тела, они редко болеют, хорошо усваивают материал в детском саду и потом хорошо успевают в школе.

         Ко второй группе следует отнести детей малоподвижных, то есть с низкой двигательной активностью. Многие из них отличаются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Избыточный вес детей является дополнительной нагрузкой и влияет на функциональное состояние органов и систем организма ребенка. Повышенный вес снижает работоспособность, осложняет течение многих заболеваний, сокращает продолжительность жизни человека. Тучные дети отстают от сверстников по физическому, половому развитию, плохо владеют движениями. У них более спокойное поведение на занятиях и уроках, однако это не следует расценивать положительно.

           Сопротивление утомлению, вызванному умственной работой, осуществляется у детей за счет движений. Уменьшение же числа движений у тучных детей в условиях умственного утомления свидетельствует о несовершенстве процессов саморегуляции. Повышенный вес отрицательно сказывается и на развитии психики. Как правило, ребенок малоподвижный, тучный плохо владеет необходимыми движениями. Таких детей сверстники обычно игнорируют, особенно в играх, и они осознают себя в какой-то степени неполноценными. У них развиваются такие нежелательные черты, как замкнутость, нерешительность и даже зависть к детям, хорошо владеющим движениями. Индивидуальный подход к таким детям заключается в уменьшении рациона питания и увеличении двигательной активности.

         К третьей группе относятся дети с большой двигательной активностью. Таких детей называют «моторными». Большая двигательная активность, как и малая, имеет отрицательные последствия. Большой объем движений создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, он, как и повышенный вес, может привести к отклонениям в деятельности сердечно-сосудистой системы. Кроме того, такие дети очень подвержены заболеваниям.

          Одной из причин частых заболеваний является то, что после большой физической нагрузки, которую эти дети получают на прогулках, они возвращаются вспотевшими, с влажным нижним бельем; в результате усиливается теплоотдача тела, наступает переохлаждение организма и как следствие — заболевание. По отношению к таким детям должен быть индивидуальный подход, следует ограничивать их двигательную активность. Особого внимания требует регулирование их физической нагрузки. Хорошие результаты показывает дружба детей с разной двигательной активностью, обучение детей спокойным, настольным играм и совместная деятельность детей и взрослых.

                  Дети с разной двигательной активностью по-разному осваивают учебный материал. Дети со средней двигательной активностью, как правило, хорошо усваивают материал. Дети же с низкой и высокой активностью обнаруживают более низкие результаты. Известно, что наилучшим средством восстановления умственной работоспособности являются движения, выполняемые на воздухе. Дети второй группы за счет малой подвижности не восстанавливают свою умственную работоспособность. Дети третьей группы физически переутомляются, а это, в свою очередь, приводит к умственной утомляемости. Поэтому дети второй и третьей групп выполняют задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок.

            В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается роли движений для физического и психического развития ребенка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей.

          Действительно, невозможно представить здорового ребенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитанников детских садов, не говоря о школьниках. Не случайно в последние годы одной из главных тем большинства популярных книг и статей медико-биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на состояние здоровья резко снизившейся в двадцатом столетии физической нагрузки. По этому поводу в медицинской литературе используется обобщенный термин «гипокинезия» (от греч. hypo — сниженный и kinesis — движение), который включает весь комплекс симптомов, развивающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой системе, снижается газообмен, значительно ухудшается самочувствие, нарушается сон и др.

Если двигательные нагрузки отсутствуют или они незначительны, то и объем информации, поступающей из рецепторов мышц, уменьшается, что ухудшает обменные процессы в тканях мозга и приводит к нарушениям его регулирующей функции.

Деятельность скелетной мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма. Согласно «энергетическому правилу двигательной активности», характер деятельности скелетных мышц определяет развитие физиологических систем. У растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате движений происходит не трата, а приобретение массы тела, что обеспечивает рост. Одновременно возрастают структурно-энергетические возможности, позволяющие выполнять большие по объему и интенсивности нагрузки. Прием же пищи необходим для нормальных процессов роста и развития. При снижении потока импульсов от работающих мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь сердца, для эффективной деятельности которого необходим постоянный приток к регулирующим нервным образованиям импульсов, возникающих в рецепторах мышц.

 Установлено, что систематические физические упражнения  благоприятно отражаются на настроении, улучшают сон и повышают работоспособность. Вероятно, эти механизмы составляют материальную основу для нормального психического развития ребенка.

О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показано наличие прямой  связи между характером двигательной активности и проявлениями восприятия, памяти, мышления и эмоций у детей разного возраста. Общий механизм этих взаимоотношений можно представить следующим образом. Каждый двигательный акт осуществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок-дошкольник получает возможность приобрести в единицу времени больший объем информации, что и способствует ускоренному формированию его психики. Например, установлена взаимозависимость двигательной активности и развития речи. Движения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного (на 2-м году жизни) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошкольном возрасте. Двигательная активность увеличивает словарное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.

Таким образом, можно выделить следующие основные моменты в многообразном влиянии двигательной активности на развивающийся организм: создание энергетической основы для роста и развития, деятельности морфо-функциональных систем и благотворное стимулирующее воздействие на формирование психических функций. Эти положения в совокупности обеспечивают и оздоровительный эффект физических упражнений.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 25 «Незабудка»


140250, Московская область, Воскресенский район, п.г.т. Белоозёрский, улица Молодёжная, дом 37. Телефон/ факс (496) 44-85-7-24 e-mail

Разработал инструктор ФИЗО

I квалификационной категории

Захаренко И.В.

МДОУ ЦРР – детский сад №25

«Незабудка»

                                                             

                                                             

2010г.

nsportal.ru

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *